Зарегистрирован: Пн сен 22, 2008 8:42 pm Сообщения: 1570 Откуда: Томск
Великий пост
Сегодня последний день масленницы. Прощеное воскресенье.
Завтра начинается Великий пост.
Питание в Великий пост В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила: * в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост; * полностью запрещаются «скоромные» продукты (cкоромная пища (древнерус. скором – «жир, масло») - продукты, не дозволенные в пост: мясные продукты, яйца, молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко...). Кратко – это продукты животного происхождения. При строгом посте воздерживаются и от рыбы.); * есть можно один раз в день, вечером; но по субботам и воскресеньям — два раза, в обед и вечером; * в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла; * во вторники и четверги — горячая пища без масла; * по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы); * в Великую пятницу ничего есть не положено; * в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи; * рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал с Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру. Календарь Великого поста в 2012 году: взято: http://www.tamby.info/pravoslavie/veliki_post-kalendar.htm
Вложения:
Великого поста на 2012 год.jpg [ Array КБ | Просмотров: 902 ]
_________________ "Нужно решить, чего больше хочется - швейцарского сыру или 34 размер" Карл Лагерфельд.
Спасибо, скопировала. Распечатала, буду стараться придерживаться. А кто-нибудь знает, когда горячая пища - допускаются овощные голубцы, овощной плов и т.д.? Хочу попробывать соблюсти максимально близко к требуемому.
а почему нет? Моя знакомая даже умудряется торт печь без яиц, масла...потом вареньем промазывает, фруктами прослаивает.
_________________ извините, но цветы не продаю и на заказ не укореняю
Пн фев 27, 2012 12:10 am
Наталика
Зарегистрирован: Пн сен 22, 2008 8:42 pm Сообщения: 1570 Откуда: Томск
Re: Великий пост
cакура писал(а):
Спасибо, скопировала. Распечатала, буду стараться придерживаться. А кто-нибудь знает, когда горячая пища - допускаются овощные голубцы, овощной плов и т.д.? Хочу попробывать соблюсти максимально близко к требуемому.
В таблице (плохо, конечно видно), но там все дни расписаны, что и когда едет.
Малинка писал(а):
а почему нет? Моя знакомая даже умудряется торт печь без яиц, масла...потом вареньем промазывает, фруктами прослаивает.
Я тут тортик делала. Для теста: 2 стакана муки, 1 ст. сахара, 2 ст.л.какао, 1 ст. кефира и 2 ч.л.соды (соду гасить в 1/3 ст.кефира, все смешать , поделить на 3 части и выпекать при 180.
Получается очень вкусно, для крема все что угодно, фрукты, ягоды, варенье, и.т.д. Но лучше делать двойную порцию, а то получается мини тортик. ЗЫ: сахар можно заменить на фруктозу.
_________________ "Нужно решить, чего больше хочется - швейцарского сыру или 34 размер" Карл Лагерфельд.
Пн фев 27, 2012 8:22 am
Солярис
Зарегистрирован: Пт май 06, 2005 1:45 pm Сообщения: 2620 Откуда: Томск
Re: Великий пост
кефир ведь молочный продукт, а молочное нельзя
_________________ Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть
Пн фев 27, 2012 1:27 pm
Наталика
Зарегистрирован: Пн сен 22, 2008 8:42 pm Сообщения: 1570 Откуда: Томск
Re: Великий пост
нельзя
_________________ "Нужно решить, чего больше хочется - швейцарского сыру или 34 размер" Карл Лагерфельд.
Спасибо, скопировала. Распечатала, буду стараться придерживаться. А кто-нибудь знает, когда горячая пища - допускаются овощные голубцы, овощной плов и т.д.? Хочу попробывать соблюсти максимально близко к требуемому.
Понедельник, среда, пятница - сыроедение, остальные дни - горячая пища без масла. Суббота, воскресенье- горячая пища с масло (растительным).
Девочки, наткнулась на интересный сайт. Вот ссылка http://www.pravoslavie.ru/smi/37319.htm Тут беседа со священником Андреем Первозванским. Ниже взяла кусочек этой беседы про пост. На мой взгляд, очень интересно и познавательно.
За Адамом или за Христом?
– Батюшка, а откуда пошла эта традиция – поститься?
– Первыми людьми, которым было предписано воздержание в пище, были Адам и Ева. Для нас наиболее значимы во всей истории человечества два поста, которые являются эталоном – один со знаком «минус», другой – со знаком «плюс».
Адаму в раю было предписано не есть плодов с Древа познания добра и зла; Христос, второй Адам, 40 дней не ел в пустыне. И к тому, и к Другому пришел искуситель и сказал: «Съешь! Тебе же хочется!». Адам не выдержал искушения, не выдержал поста, и был изгнан из рая; Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4:4). Понятно, кому из них стремятся подражать христиане.
Так вот, в Великий пост желательно диету построить так, чтобы к концу этого поприща мы по-настоящему хотели есть, по-настоящему проголодались. Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е. пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека. Но нам необходимо на деле ощутить, что мы зависим от еды. И тогда вслед за Христом мы сможем сказать: «Не хлебом единым будет жив человек» и преодолеть эту зависимость.
– А если человек по объективным причинам не может отказываться от мяса или кефира – скажем, у него анемия или язва желудка. Неужели и смысл Великого поста для него пропадает?
– Если мы не можем поститься, в частности, по болезни, надо постараться компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, делами милосердия.
Интересно, что люди, которые уже имеют опыт поста, лишаясь возможности урезать себя в пище, переживают, как будто у них что-то очень ценное отняли. Иногда они даже каются в этом, хотя, казалось бы, в чем каяться? У человека, скажем, гастрит, он не может обходиться без кефира, он же не виноват! Но некоторые все равно каются, рассуждая так: добрых дел у меня нет – монастыри не восстанавливаю, странников не принимаю, бедным не помогаю, молиться не умею, но хоть мог поститься. А теперь по грехам моим и поститься не могу!
Но, может быть, невозможность соблюдать пост, наоборот, послужит такому человеку во благо: раньше он ограничивался только воздержанием в пище, а теперь его отсутствие будет компенсироваться помощью ближнему.
Ошибка первая: незнание меры
– Какие типичные ошибки делают люди в период Великого поста? И как их не повторять?
– Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.
Надо помнить, что нам придется не раз в жизни поститься: если это для нас не блажь, не эксперимент над собой, если мы серьезно к этому подходим, то нам соблюдать посты всю оставшуюся жизнь. Согласно церковному календарю, это порядка 200 дней в году, т.е. больше половины жизни мы, так или иначе, будем воздерживаться в пище. Поэтому надо подходить к этому разумно: повторяю, пост не должен ухудшать ни телесного здоровья, ни интеллектуальных способностей.
Чувство меры приходит только с опытом, но для начала нужно следовать тем традициям, которые сложились в Церкви.
– Но в Церкви не сложилось устава для мирян – есть только монастырский. Далеко не все могут следовать его предписаниям, тем более в условиях нашей экологии и ритма жизни…
– В Церкви неслучайно нет устава для мирян. Свет и указатель для монахов – ангелы, а свет для мирян – монахи, поэтому мы ориентируемся на монашеский устав. Ориентируемся, но исполняем его настолько, насколько нам это по силам. Поэтому в каждом православном народе выработалась определенная практика поста для мирян, и я считаю, что как раз ее нам и следует придерживаться.
Например, устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье. Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост.
Еще уставом предписывается в среду и пятницу есть только после захода солнца и в остальные дни – только раз в сутки. Обязательно ли нам с вами этого правила придерживаться? Нет, не обязательно – надо знать меру.
– А что обязательно и не подлежит изменению – и для монахов, и для мирян?
– В общем, молочных продуктов и мяса вкушать Великим постом нельзя. Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.
– А как решают вопрос с рыбой – на практике?
– Тем, кто занимается интеллектуальным трудом – школьникам, студентам, научным работникам и т.д. – рыба допускается. Не рекомендуется впрямую, но допускается: если вы чувствуете, что ваши интеллектуальные способности, внимание, память заметно страдают, можно разрешить себе в пост рыбу.
В последнее время утвердилась такая новая для нас практика: по выходным дням есть «гадов», т.е. морепродукты. Это пришло из Греции, там морепродукты чуть ли ни к грибам приравниваются. И греки гораздо строже относятся к растительному маслу, чем к «гадам» – растительное масло не едят Великим постом, а «гадов» – едят!
Лучше недопоститься, чем перепоститься
– Однако нужно ко всему подходить разумно, потому что можно объедаться и постными, и «условно постными» продуктами. Это другая сторона незнания меры – когда человек, наоборот, делает себе слишком много послаблений.
Надо определить свою норму, а она, как правило, находится опытным путем, по совету со священником, со временем. И, кроме того, для этого есть духовная рассудительность – она тоже не с неба падает, но к ней нужно стремиться.
– Отец Максим, а что хуже по последствиям – перегнуть палку в посте или, наоборот, недопоститься?
– Лучше недопоститься, чем перепоститься. Я знаю немало случаев, когда люди постились очень жестко в течение всего Великого поста – например, употребляли 5 просфор в день и ничего больше. Через несколько лет таких подвигов человек вообще бросал поститься.
Так что подвиг должен быть посильным, разумным. В данном случае это именно «подвижка», а не прыжок через пропасть. Он не должен превосходить подвига других людей, иначе можно легко вообразить себя удивительными постниками, этакими героями духа.
Ошибка вторая: не молиться
– Вторая ошибка – когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. А ее важно наладить: посещать храм, молиться дома. Иначе если ты ни холоден, ни горяч, ни к чему не стремишься в духовной жизни, а просто плывешь по течению, то ничего и не добьешься.
С другой стороны, опять же можно и перегнуть палку – «перемолиться»: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Во всем нужно меру знать.
– Для того чтобы не впадать в крайности, нужно ли по малейшим деталям поста советоваться со священником?
– Священник – это не инстанция, которая может разрешить или запретить поститься так или иначе. Он – советчик. Совет нужен обязательно, но ощутить, как ты себя реально чувствуешь, можешь только ты сам. Священник же способен со стороны посмотреть и «диагностировать», скажем, что его чадо перепостилось – у него «крышу» сносит.
Поэтому желательно каждому православному человеку иметь своего духовника, который бы мог помочь, подсказать, сориентировать. Это должен быть не просто священник, у которого мы регулярно исповедуемся, а человек, с которым мы советуемся, обсуждаем проблемы, берем благословение на важные дела.
К слову, надо помнить, что в сам пост у духовника нагрузка будет повышенная и поэтому надо заранее с ним такие вещи обсуждать подробно. Может быть, в будний день прийти и поговорить, потому что Великим постом в воскресные дни в храме всегда много людей.
Ошибка третья: осуждение
– Очень важно при всем при этом не осуждать других. Неслучайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Будем помнить, что пост – это не прямая заповедь Божья, как, например, «не убий», «не укради», «почитай отца и мать», и даже не такая, как «помни день субботний, чтобы святить его». Пост – это церковная рекомендация, церковное предписание для совершенствования духовной жизни. Поэтому мы ни в коем случае не должны осуждать тех, кто не постится или постится неправильно, в нашем понимании.
Апостол Павел пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14:4) . Эти слова применимы к посту на 100%: у каждого своя мера, так что не надо смотреть, как постится другой. Не случайно в житии Марии Египетской описывается, как монахи монастыря святого Иоанна Предтечи уходили в пустыню на время Великого поста поодиночке, чтобы никто не видел, как постится и какие подвиги совершает другой.
Пост способен вызвать и осуждение, и гордыню: дескать, мы такие замечательные, совершенные, не как прочие люди. Подобные мысли нужно обязательно от себя гнать.
Пост – это, наоборот, время смирения. Время, когда нам предстоит на деле доказать, что мы готовы отсечь свою волю и свой комфорт ради Бога, ради послушания Ему.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения